Святитель Леонтий Ростовский

Леонтий I (+ ок. 1070/1073/1077), епископ Ростовский, святитель.

Память 23 мая (по старому стилю) (5 июня — по новому стилю) в день обретения мощей в 1164 году, к чему приурочено празднование Собора Ростово-Ярославских святых [1]

Родом был грек, уроженец Константинополя, или же русский, уроженец Киева или близлежащего города [2]. Крещен был еще во младенчестве [3], и с молодости начал постигать «научение книжное». Как сказано о нем «российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть» [4]. Будущий святитель с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни. Нужно думать что монашество он принял в Константинополе, а оттуда прибыл в Киев, где вероятно стал первым игуменом Зверинецкой пещерной обители [5]. Из этого монастыря он был призван на Ростовскую кафедру и рукоположен во епископа, «как первый престольник» из иноков печерских, не позднее 1051 года [6].

В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за Христианскую веру, так как Ростов, по смерти страстотерпца Бориса Владимировича, долго не имел собственных удельных князей, и хотя в 1054 году, по смерти благоверного Ярослава Мудрого, Ростов достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, тот жил во все время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве, сын же его Владимир Мономах молодые годы провел в делах ратных или около своего отца. Предыдущие Ростовские владыки — первый святитель Феодор и его преемник Иларион, — были с бесчестием изгнаны язычниками из города.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, святитель Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением духовенства. Памятником этой просветительной деятельности святителя служит его «Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец». Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унес с собой в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья . . . свиток держаща в руце свои, в нем же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею.»

Одновременно с «наказанием» клириков, святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам — язычникам из многолюдного племени чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницей, сваренной с медом. Дети охотно шли к нему, принимали крещение, а вслед за ними крестились и некоторые родители.

С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей. Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских язычников и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Испугавшееся духовенство стало молить архипастыря тайно скрыться. Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Пораженные мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мертвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли Святую Веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский, и воссиял свет благоверия,» говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы, но вероятно он скончался в мире [7]. Кончина относится либо к 1070, либо к 1073 году, а Е. Е. Голубинский считал что святитель скончался около 1077 года.

Мощи и почитание

Останки святителя Леонтия погребены были в соборном Успенском храме Ростова. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 года при копании рвов был обнаружен гроб с нетленными мощами святителя Леонтия а также гроб святителя Исаии. Обретенные мощи святого Леонтия переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. Когда было закончено строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были снова в церковь Иоанна Богослова, которая с того времени стала собором. Они пребывали в ней до 1231 года. В этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя.

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (+ 1214), который написал и канон святителю Леонтию. При владыке Иоанне, в 1190 году, было впервые совершено в Ростове празднование памяти святого Леонтия 23 мая, в день обретения его мощей. Таким образом епископ Леонтий стал первым русским святителем, которому было устанавлено на Руси почитание.

До 1609 года мощи святителя открыто находились в Успенском соборе, но после того как в Смутное время поляки похитили золотую раку и драгоценную икону святителя, мощи были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. На прежнем месте мощей была помещена рака с иконой. В 1800 году усердием ростовских граждан была устроена серебряная рака святителю, украшенная затем бронзовым изящным золоченым балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».

Также в Ростовском Успенском соборе находилась небольшая икона Спаса на Убрусе, древнего византийского письма. Народное предание почитает ее келейной иконой святого Леонтия. В древних рукописных житиях святителя описано много чудотворений.

Труды

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия [8] говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

«Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец,» Памятники древнерусского канонического права [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
Изд. также: Московские Епарх. Ведомости,» 1878, №№ 24, 25; «Ярославские Епарх. Ведомости» 1878, № 12; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т._, СПб.-Л., 1872—1927; 1908, т. 6, стб. 111—116.

Литература

Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник, М., 1871, 3—22.
Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т., СПб., 1864—1886, т. 2, 23—24, 315—317.
Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского, М., 1893.
Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники, М., 1896, 141.
Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X—XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями, 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв), СПб., 1906, 210—211.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167—168.
Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии, СПб., 1882, 323—329.
Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т., М., 1900—1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757—758; вторая половина, 433.
Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость, Киев, 1914, 40—42, 133, 137, 139.
Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве, Киев, 1915, 15.
Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып., Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч. 2, май, 123—129.
Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен, 1-е изд., СПб., 1895, 143—145; 4-е изд., СПб., 1901—1903, т. 1, 148—151.
Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого, 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, М., 1873, 47—49.
Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк, М., 1881, 335 (прим.).
Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1417.
Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 329.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения, СПб., 1899, 391.
Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 615.
Ярославские епархиальные ведомости, 1892, № 33; 1888, № 41, 641—656; № 42, 657—660; № 43, 673—686; № 45, 715; 1889, № 29.
Душеполезное чтение, М., 1885, май, 44—66.
Православный собеседник, Казань, 1858, март, 420—431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302—303.
Исторический вестник, СПб., 1886, т. 23, 76.
Известия по Казанской епархии, 1885, № 7, 144.
Русский паломник, 1911, № 22, 347.
Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость), Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.
Леонид (Поляков), архиеп., «Святитель Леонтий, епископ Ростовский,» Журнал Московской Патриархии, М., 1964, № 6, 66—68.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896—1913, т. 10, 221—223.
Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 22.
Минея май, М., 1987, ч. 3, 20—21.
Творогов, О. В., «Леонтий,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987, вып. 1, 229—230.
Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т., М., 1994—1997, т. 2, с. 137—138.
Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ — сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви, М., 1995, т. 2, 650.

Использованные материалы

Сборная статья энциклопедии Биография.ру:
http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=76499
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3317
«Древний монастырь святого Михаила на Зверинецкой горе в Киеве,» сайт Зверинецкого монастыря:
http://zvcaves.kiev.ua/content/view/24/56/

[1] Если верно отождествление с игуменом Зверинецкого монастыря Леонтием, также в Соборе Зверинецких преподобных.

[2] По многочисленным спискам жития — Константинопольский грек. Служба святителю, сохранившаяся в списках XIII—XVI веков и составленная епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190—1214 годах, утверждает греческое происхождение: «от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси», но в то же время говорит: «ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси,» что может говорить о языческом (возможно русском) окружении в молодости. Святитель Симон Владимирский, современник и близкий друг Иоанна Ростовского, в известном послании его к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Митрополит Макарий допускал что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию, а профессор В. О. Ключевский стоял за русское происхождение Леонтия.

[3] «освящен от пелен, от младых ногтей»

[4] В списках жития 4-й редакции и в прологе.

[5] Синодик Зверинецких игуменов называет первым игуменом Леонтия, время настоятельства которого относят к концу X-началу IX века. При этом, жития святителя Леонтия Ростовского говорят что он был поставлен на Ростовскую кафедру из Киево-Печерского монастыря. Однако, т.к. во время поставления святителя Леонтия Киево-Печерская Лавра еще не существовала, можно полагать что святитель Леонтий подвизался в Зверинецком монастыре.

[6] Дата основана на том, что в 1051 году возведен был в сан митрополита Киевского второй «престольник печерский» — святитель Иларион. См. «Древний монастырь святого Михаила на Зверинецкой горе в Киеве,» сайт Зверинецкого монастыря, http://zvcaves.kiev.ua/content/view/24/56/

[7] Есть версия что он был убит толпой язычников. Однако, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первой и второй редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет святого Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. И в службе святителю, составленной одновременно с каноном и, вероятно, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим».

[8] Считается его трудом, хотя проф. Н. Никольский говорит, что в большинстве списков поучение приписывается митрополиту Кириллу.
Редакция текста от: 04.08.2010 00:53:31

http://drevo-info.ru/articles/15126.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *