Святой праведный Петр Арамильский

Статья о св. праведном Петре Арамильском в «Православной газете» за 2002 г.

Православная
газета

Екатеринбург

2002 г.

ОБРЕТЕНИЕ СВЯТОГО

             Наше удивительное время приносит нам не только такие радостные события, как возвращение верующим храмов, восстановление их и строительство новых, прославление многих новых святых, мучеников и исповедников, возвращение, казалось бы, утраченных святынь, но еще в большей степени оно приносит возвращение памяти. Многое из того, что было раньше хорошо известно в духовной жизни народа, за годы духовного безвремения было предано забвению, и казалось не может уже никогда вернуться, но чудом божественной благодати вновь обретается.
2 февраля (20 января ст. ст.) на нашем приходе во имя Святой Троицы города Арамили произошло удивительное событие. Состоялось первое архиерейское богослужение в честь вновь обретенного святого – праведного Петра, церковного сторожа Арамильского. Владыка Викентий в сослужении духовенства нашего прихода: иереев Евгения Шевченко и Андрея Николаева, и духовенства прихода Всех Святых г. Екатеринбурга: протоиерея Владимира Поммера и иерея Евгения Пестерева, совершил Божественную Литургию, после которой состоялся Крестный ход вокруг храма и праздничный молебен. На богослужение собралось около 200 прихожан. Исповедалось и приняло Святое причастие 45 человек. На празднике присутствовали глава администрации г. Арамиль Прохоренко А. И. и его первый заместитель Гончаренко В. В., а также некоторые из благодетелей нашего прихода – Максимов В. В. и Андрианов В. Г.
Обретение нашего местного святого произошло в прошлом году, когда было обнаружено, что Петр, церковный сторож нашего храма, живший в 18-19 веках и оставшийся в памяти современников подвижником православной веры и примером истинного благочестия, внесен в «Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви» под названием «Святая Русь». Этот список помещен в недавно вышедшем 9-томном издании «История Русской Церкви» (изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1994-1997 гг.). Во 2-й книге 8-го тома на 630-й странице имеется запись: «1849, 20 января Св. прав. Петр, церковный сторож, Арамильский, Пермский» (как известно, в середине 19 века еще не было Екатеринбургской епархии и все приходы губернии принадлежали Пермской).
Впервые же о нем мы узнали еще раньше. В 1999 г. уроженец нашего города иеродиакон Иоаким из монастыря Рязанской епархии привез нам ксерокопию статьи «Церковный сторож Петр», опубликованной в журнале «Странник» в IV томе за 1863 г. Автор ее – священник Пермской епархии села Арамиль отец Павел Воинственский (бывший в ту бытность клирик нашего храма). Эта статья является для нас пока единственным источником сведений о жизни праведного Петра. Чем же прославился и выделился из среды современников наш святой? Вот краткие выдержки из его жизнеописания.
«Раб Божий Петр принадлежал к разряду таких людей, память о которых не погибает с шумом, но сохраняется в потомстве из рода в род» – так начинает свою статью отец Павел. Родился Петр в 1768 г. в семье бедных, но кротких и благочестивых крестьян. Рано осиротев (9 лет), жил в семье своего дяди, где помогал по дому и участвовал в работах по перевозке купеческих кладей по городам губернии. От родителей он унаследовал кротость и смирение, и когда бывало доставались побои, терпеливо все сносил. «Когда же Петр жил дома, – любимою его дорогою была дорога к храму Божию. В воскресные и праздничные дни он всегда был у богослужения; подавал кадило и прислуживал в храме, чем и как мог». Он подолгу задумчиво рассматривал иконы и старался слушать умные разговоры старичков.
В молодости был женат, но овдовел и детей не имел. Жил в убогой хижине на берегу в конце села. В переднем углу всегда горела лампада перед рядом икон. Исправно посещал церковь. Любил слушать грамотного старичка при церкви, который читал между службами Четьи-Минеи. «Одаренный от Бога прекрасною памятью, Петр с самыми мельчайшими подробностями мог рассказать услышанное. Во время богослужения всегда становился он вблизи клироса и благоговейно внимал чтению и пению, глубоко вздыхал, молился усердно. Говорят, что он мог из слова в слово пересказать слышанное им дневное Евангелие и Апостол, или поучение. Поэтому, мало помалу, избушка его в праздничные дни стала наполняться жаждущими слышать слово Божие. Рассказывая другим какое-либо житие, он плакал и часто повторял: «горе мне окаянному!» Он мало заботился о нуждах житейских, и потому нередко слушатели его наставлений приносили ему или хлеба, или чего другого». Излишки отдавал нищим и говорил при этом, что Бог даст день, Бог даст и пищу.
Ни силой, ни крепким здоровьем Петр не обладал, но работал на лесозаготовках в курени. Терпеливо сносил насмешки и брань, но боролся со сквернословием. Будучи молитвенником и постником, чтобы не раздражать окружающих, заставлял себя вкушать пищу со всеми, а на молитву уходил по ночам незаметно в лес.
Уйдя в отставку, совершил паломничество по святым местам в Киев, что было его давнишней мечтой. Вернувшись, жил в трудах и молитвенных подвигах. В лесу тесал дощечки для криночек, вязал метлы и помелья, непрестанно поя псалмы и ирмосы. По ночам свою работу разносил к крылечкам домов спящих жителей села – любил благотворить в тайне и других учил тому же. По-прежнему был самым прилежным прихожанином и ревностным хранителем благочестивого поведения в храме. Особенно гонял детей, которые плохо вели себя в храме. «Уж как мы его боялись», – говорили потом старики, бывшие в то время малыми ребятами, «того и гляди бывало, что выведет из церкви, да и за ухо выдерет». «Да, – прибавляют они, – кончится бывало заутреня, бабы и мужики, оставшиеся в церкви, начнут шушукаться, разговаривать о своих домашних делах, а он подойдет бывало и начнет рассказывать, как жили святые Божии, какой имели в себе страх к Богу, как подвизались; все будто по писанному говорит. А сам, бывало, плачет да вопит: горе нам, окаянным, горе плоти нашей окаянной!». По окончании обедни он шел, всегда окруженный людьми, и рассказывал дневное Евангелие или Апостол, или поучения.
Как же выглядел праведный Петр? «Ходил он зимой и летом в черном нанковом халате, шапку носил под пазухой, подпоясывался кожаным поясом с медною пряжкою, а на ногах носил обушки с красной выпушкою. Росту был среднего, на лицо весьма сух; глаза у него постоянно были красны от слез и бдения». Для размышлений о смерти и Страшном Суде он заранее сделал себе гроб. Злые недруги и бесы не оставляли праведника в покое. То дохлую кошку в гроб подбросят, то в хижину залезут и погром учинят, то на ночной молитве воронье с сороками налетят, и каркают, и щекочут, или некто неведомый силится потолок поднять.
Петр переселился к упомянутому ранее грамотному старичку, и их келья стала настоящим училищем благочестия. Однако земская полиция уничтожила этот приют. «Многие не любили праведного Петра за его обличения, называли его святошей, со смехом вспоминали его работу и постничество в курене, но он терпел оскорбления, памятуя наставления премудрого: «Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир. 2, 4).
В 60 лет праведный Петр поступил в церковные сторожа. Жил теперь при храме, занимался кроме охраны еще вязанием из пряжи варежек и чулок. Деньги за работу себе не брал, а отдавал нищим. Делал и серные спички и раздавал. «Пение псалмов сопровождало каждое его занятие. Без дела он не сидел, а без пения и молитвы ничего не делал. Пищу всегда почти употреблял постную, а мясной вовсе не ел. Даже рыбу разрешал только в праздники, или когда бывал у кого-либо из духовных. О смерти памятовал всегда. У него был сделан уже другой гроб, который хранился под папертью». Причащался и исповедовался он часто.
Возможно, праведному Петру Господь открыл время кончины. Незадолго до смерти он начал часто говорить: «Ну, братия и сестры, пора Петру приходит кончаться. Как-то я предстану, окаянный, перед Творцом неба и земли, перед Судиею праведным? Горе мне окаянному!» В день своей кончины 20 января (2 февраля н.ст.) 1849 г. он исповедался, причастился и попросил священника пособоровать его в виду близкой смерти. Духовник одобрил желание Петра, но попросил уйти из храма к кому-либо на дом. Из храма Петр сам уже выйти не мог. Его вынесли на руках и на подводе отвезли в дом его друга рядом с церковью. В доме он отказался лечь на кровать, попросил положить его на лавку под образа в передний угол. «Уста шептали молитву, рука силилась подняться для крестного знамения, и тихо опустилась… Душа незаметно, без страданий оставила труженическое тело… Петр Давидович прожил на свете 81 год». Весть о смерти праведника мгновенно облетела село.                           Множество народа собралось с плачем и молитвой о упокоении души его к его смертному одру. Погребен он был у алтаря бывшей церкви, в память того, что он «любил привитать в дому Божием, любил благолепие храма и сам благочестивою жизнью своею являл себя храмом Духа Божия». При храме он прожил более 20 лет и желал сам лежать в земле у храма.
В настоящее время нам неизвестно место его могилы. По срокам (примерно в 1828 г.) праведный Петр начал служить еще в старом храме, деревянном. Нынешний каменный храм начал строиться с 1830 года, т.е. на глазах у Петра. Уже в 1838 г. начались в нем богослужения – освящен был левый малый придел в часть Рождества Богородицы. Очевидно, старый храм был закрыт и вскоре разобран, тем более, что в 1842 г. освящен был уже главный придел нового храма в честь Святой Троицы. Праведный Петр преставился в 1849 г., значит, он в основном служил уже при новом храме. Местоположение старого храма точно сейчас не известно. Предполагают, что он располагался рядом с нынешним храмом с северной стороны. Размеры старого храма тоже не известны, поэтому и нет пока возможности определить место могилы Петра праведного.
Следует еще сказать, что некоторые наши старушки, дожившие до нынешнего повторного открытия храма, припоминали историю из своего детства, что вроде какая-то могила поднималась, и вроде даже приезжали от епархии каждый год замерять этот подъем, но места никто не помнит. Да и про Петра они ничего тогда не говорили, наверное и не знали про него. А сейчас этих старушек уже нет в живых. Кладбище, которое было вокруг храма, было полностью уничтожено коммунистами. Даже размеров его не установить теперь.
Но все это не так уж и важно – главное, мы вновь обрели память о нашем местном праведнике и имеем возможность молитвы к нему и его поддержки нам в наших земных трудах по возрождению храма, веры и религиозной жизни. В прошлом году времени на подготовку праздника не было и торжества прошли скромно. За год удалось многое сделать. Был составлен тропарь святому праведному Петру и получено одобрение и благословение на его богослужебное употребление от нашего Владыки. Почти весь год, в каждый воскресный день, на молебнах среди прочих святых возносилась молитва к праведному Петру.
Наверное, смело можно предположить, что раньше, в прошлом веке, не было такого заинтересованного и горячего почитания и желания молитвы праведному Петру, как в нынешнее время, ведь 19 век был веком развивающейся секуляризации общественной и формализации религиозной жизни людей. Сейчас же, после стольких десятилетий бездуховности, возвращение веры сопровождается сильной тягой к источникам святости. И это видно по тому, как радостно верующие других приходов Епархии принимают известия об обретении нами своего святого.
Главным этапом подготовки к празднику, конечно, следует считать создание иконописного облика праведного Петра, выполненного иконописцем В. Д. Сысковым. При создании образа было откровение: после долгих поисков и раздумий иконографическая композиция была явлена художнику во сне.
Для прихожан нашего храма нет сомнений, что успехи прихода в прошедшем году (восстановление богослужебного придела, освящение престола, завершение строительства и ввод в эксплуатацию храмовой котельной и проч.) во многом определились молитвенным заступничеством за нас перед Господом святого праведного Петра, что стало возможным с начала почитания и прославления его должным образом на нашем приходе. Мы надеемся, что при усилении духовной жизни              Господь явит нам особые знамения о нашем святом, как это произошло со святым праведным Симеоном Верхотурским, что, может быть, позволит осуществить его общую канонизацию.
Завершая рассказ о нашей радости, радости нашего прихода в обретении своего святого, хочется надеяться, что возвращенная память о праведном Петре, его жизни и молитва к нему обогатит духовную жизнь не только нашего прихода, но и всей нашей Епархии.

             СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ ПЕТРЕ, МОЛИ БОГА О НАС, ГРЕШНЫХ!

Тропарь святому праведному Петру, глас 4:
«Мирского мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу, православныя веры поборниче, покаяния и жизни во Христе проповедниче, граду Арамили похвала и храму украшение, святый праведный Петре, моли Христа Бога спасти души наша».

Настоятель
прихода во имя Святой Троицы
г. Арамили
иерей Евгений Шевченко

2002 г.

 

http://orthodox.etel.ru/2002/10/sviat.htm

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *